You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.

Загрузка...


Люди злые! Загляни в себя. Или в чем польза групповой терапии

Люди злые! Загляни в себя. Или в чем польза групповой терапии

Если рассматривать интеллектуально развитого человека, чьи проявления в поведении, сознании, чувствах и мыслях, обусловлены именно его личностными побуждениями и решениями, а не ситуативными факторами и социальными требованиями, то можно предположить, что у такого человека будет небольшой круг общения. Ведь такой человек будет иметь самостоятельную позицию и точку зрения, он не склонен следовать за толпой, ему не свойственен ни конформизм, ни протестный нонконформизм.

Такой человек является автономным и способен к высокой степени саморегуляции. Важно заметить, что личностная автономия не означает изоляции и отсутствия контакта с другими людьми. Не следует путать его с аутичным человеком. Такой человек вполне способен устанавливать те контакты, которые ему необходимы для реализации собственных потребностей.

Существует неразрывная связь между когнитивными и коммуникационными процессами.

Многие коммуникационные умения невозможны без таких когнитивных процессов, как избирательное восприятие, направленное и устойчивое внимание, кратковременная и долговременная память, развитая рефлексия, мышление. Улучшая коммуникативные навыки, человек автоматически тренирует свои когнитивные умения. Реализация многих функций общения возможна только при условии координированного взаимодействия когнитивных и коммуникационных процессов.

Невозможно организовать дружеские отношения, использую только когнитивные компетенции.

Необходимым условием еще являются наличие эмоциональных компетенций: восприятие и проявление эмоций, ассимиляция эмоций в мыслительную деятельность, понимание эмоций и регуляция. Например, человек может испытывать токсический стыд, что он не достоин общения или токсический страх отвержения.

Ранний опыт социализации может быть в основе неспособности человека удовлетворить свою потребность в общении. Например, сложности отделения от матери, наличие высоких ожиданий родителей с эмоциональным отвержение и презрением в случае, если ребенок не соответствует родительским предписаниям. Например, родитель может говорить: «моя дочь не может так поступать». Хайнц Кохут отмечал, что в каждом из нас скрывается потребность «видеть блеск глаз восхищенной матери». Если мать по каким-то причинам не дает такой поддержки, отражения будет не хватать всю жизнь, и спутником человека станет неуверенность в себе.

Далее группа сверстников выступает первичной моделью общества. Так, ребенок получает навыки взаимодействия, развивает способность к получению инструментальной и эмоциональной поддержки, чувствуя себя часть активного целого Группы, обучаясь опираться на нее в реализации собственных интересов. Общение — это двусторонний процесс. Родители могут замечать трудности, которые возникают у ребенка в общении, находить их причины и способы с ними справляться.

Прошлый опыт способствует формированию характера человека, но человек не является законченным продуктом, он не полностью сотворен прошлым. Опыт настоящего и будущего влияет на наше становление. Человек может выбирать опыт, который поможет ему расти.

Именно в этой точке человек и может попасть в ловушку такого метакогнитивного искажения -Эффект Даннинга-Крюгера.

Так, человек может заблуждаться в собственных возможностях, в границах собственных компетенций. Иными словами, пока человек не дорастет до определенного уровня компетентности, он считает, что очень компетентен и не способен заметить ошибки в коммуникации с другим человеком. Например, если он не соприкасается с областью психологии, то и не знает о механизме проекции, а соответственно не может осознать того факта, что обвиняет весь мир в грубости и злости, не замечая этого в себе. Есть классный анекдот на эту тему: Один трудоголик вернулся домой после тяжелого рабочего дня и сказал жене, встречавшей его в дверях: «Какой у тебя усталый вид». Жена ответила: «Поспи пару часов». Когда муж проснулся, она спросила: «Ну что, теперь я выгляжу более отдохнувшей?

По мере накопления опыта человек   начинает   осознавать   границы   своей компетентности, понимать, что он может, чего не может, и отделять одно от другого.  Эта закономерность примерно одинаково работает в очень разных областях. Если мы не знакомы с обсуждаемой темой, то представляем ее в общих чертах. Подобная особенность проявляется у большинства людей, особенно когда речь заходит о политике, футболе и медицине. Люди, которые не разбираются в теме, не могут оценить, насколько безграмотны их действия и суждения. Однако при этом они не признают ошибок, так как не осознают всей глубины своего незнания.

Для преодоления когнитивных ловушек и налаживания общения с другими людьми важно не только развитие когнитивных способностей, но и:

1. Преодоление ранних семейных конфликтов

2. Развитие эмоционального интеллекта

3. Межличностное научение

4. Развитие навыков социализации

Результаты многих исследований свидетельствуют о том, что групповая терапия является в высшей степени эффективной формой развития коммуникативных навыков. В безопасной обстановке человек начинает рисковать и пробовать новые способы общения с окружающими.

Группа, как социальный микрокосмос, является уменьшенной копией социальной вселенной каждого ее члена. Участники группы с помощью обратной связи с другими, саморефлексии и самонаблюдения осознают важные аспекты своего межличностного поведения: свои сильные стороны, свои ограничения, своё неадаптивное поведение, которое вызывает нежелательные реакции у окружающих.

Например, Член группы может узнать о том, что, избегая  смотреть в глаза своему собеседнику, он (или она) приводит его в замешательство; о том, какое впечатление на окружающих производит его (или ее) надменная, величественная манера вести себя, и о многих других социальных привычках, которые без ведома участника группы подрывали социальные отношения.

Также групповая терапия предоставляет участникам группы, жалующимся на своё необъяснимое одиночество, что причиной этой изоляции являются они сами. 


Введите ваш E-mail и пароль для авторизации на сайте.

Техническая ошибка при авторизации.

Не правильная пара логин/пароль.
Для восстановления пароля кликните по ссылке «Забыли пароль?»

Вы не подтвердили свой E-mail.
Если Вы не получили письмо, проверьте папку «Спам» в своем почтовом ящике.

Введите e-mail и пароль для регистрации.

На e-mail будет выслано письмо, для подтверждения регистрации.

Техническая ошибка при отправлении.

Данный E-mail уже зарегистрирован.
Для восстановления пароля кликните по ссылке «Забыли пароль?»

На указанный E-mail выслано письмо.
Пожалуйста, перейдите по ссылке указанной в письме, для подтверждения адреса и продолжения регистрации.
Если Вы не получили письмо, проверьте папку «Спам» в своем почтовом ящике.