Статьи 04-11-2021 Люди злые! Загляни в себя. Или в чем польза групповой терапии Если рассматривать интеллектуально развитого человека, чьи проявления в поведении, сознании, чувствах и мыслях, обусловлены именно его личностными побуждениями и решениями, а не ситуативными факторами и социальными требованиями, то можно предположить, что у такого человека будет небольшой круг общения. Ведь такой человек будет иметь самостоятельную позицию и точку зрения, он не склонен следовать за толпой, ему не свойственен ни конформизм, ни протестный нонконформизм. Такой человек является автономным и способен к высокой степени саморегуляции. Важно заметить, что личностная автономия не означает изоляции и отсутствия контакта с другими людьми. Не следует путать его с аутичным человеком. Такой человек вполне способен устанавливать те контакты, которые ему необходимы для реализации собственных потребностей. Существует неразрывная связь между когнитивными и коммуникационными процессами. Многие коммуникационные умения невозможны без таких когнитивных процессов, как избирательное восприятие, направленное и устойчивое внимание, кратковременная и долговременная память, развитая рефлексия, мышление. Улучшая коммуникативные навыки, человек автоматически тренирует свои когнитивные умения. Реализация многих функций общения возможна только при условии координированного взаимодействия когнитивных и коммуникационных процессов. Невозможно организовать дружеские отношения, использую только когнитивные компетенции. Необходимым условием еще являются наличие эмоциональных компетенций: восприятие и проявление эмоций, ассимиляция эмоций в мыслительную деятельность, понимание эмоций и регуляция. Например, человек может испытывать токсический стыд, что он не достоин общения или токсический страх отвержения. Ранний опыт социализации может быть в основе неспособности человека удовлетворить свою потребность в общении. Например, сложности отделения от матери, наличие высоких ожиданий родителей с эмоциональным отвержение и презрением в случае, если ребенок не соответствует родительским предписаниям. Например, родитель может говорить: «моя дочь не может так поступать». Хайнц Кохут отмечал, что в каждом из нас скрывается потребность «видеть блеск глаз восхищенной матери». Если мать по каким-то причинам не дает такой поддержки, отражения будет не хватать всю жизнь, и спутником человека станет неуверенность в себе. Далее группа сверстников выступает первичной моделью общества. Так, ребенок получает навыки взаимодействия, развивает способность к получению инструментальной и эмоциональной поддержки, чувствуя себя часть активного целого Группы, обучаясь опираться на нее в реализации собственных интересов. Общение — это двусторонний процесс. Родители могут замечать трудности, которые возникают у ребенка в общении, находить их причины и способы с ними справляться. Прошлый опыт способствует формированию характера человека, но человек не является законченным продуктом, он не полностью сотворен прошлым. Опыт настоящего и будущего влияет на наше становление. Человек может выбирать опыт, который поможет ему расти. Именно в этой точке человек и может попасть в ловушку такого метакогнитивного искажения -Эффект Даннинга-Крюгера. Так, человек может заблуждаться в собственных возможностях, в границах собственных компетенций. Иными словами, пока человек не дорастет до определенного уровня компетентности, он считает, что очень компетентен и не способен заметить ошибки в коммуникации с другим человеком. Например, если он не соприкасается с областью психологии, то и не знает о механизме проекции, а соответственно не может осознать того факта, что обвиняет весь мир в грубости и злости, не замечая этого в себе. Есть классный анекдот на эту тему: Один трудоголик вернулся домой после тяжелого рабочего дня и сказал жене, встречавшей его в дверях: «Какой у тебя усталый вид». Жена ответила: «Поспи пару часов». Когда муж проснулся, она спросила: «Ну что, теперь я выгляжу более отдохнувшей? По мере накопления опыта человек начинает осознавать границы своей компетентности, понимать, что он может, чего не может, и отделять одно от другого. Эта закономерность примерно одинаково работает в очень разных областях. Если мы не знакомы с обсуждаемой темой, то представляем ее в общих чертах. Подобная особенность проявляется у большинства людей, особенно когда речь заходит о политике, футболе и медицине. Люди, которые не разбираются в теме, не могут оценить, насколько безграмотны их действия и суждения. Однако при этом они не признают ошибок, так как не осознают всей глубины своего незнания. Для преодоления когнитивных ловушек и налаживания общения с другими людьми важно не только развитие когнитивных способностей, но и: 1. Преодоление ранних семейных конфликтов 2. Развитие эмоционального интеллекта 3. Межличностное научение 4. Развитие навыков социализации Результаты многих исследований свидетельствуют о том, что групповая терапия является в высшей степени эффективной формой развития коммуникативных навыков. В безопасной обстановке человек начинает рисковать и пробовать новые способы общения с окружающими. Группа, как социальный микрокосмос, является уменьшенной копией социальной вселенной каждого ее члена. Участники группы с помощью обратной связи с другими, саморефлексии и самонаблюдения осознают важные аспекты своего межличностного поведения: свои сильные стороны, свои ограничения, своё неадаптивное поведение, которое вызывает нежелательные реакции у окружающих. Например, Член группы может узнать о том, что, избегая смотреть в глаза своему собеседнику, он (или она) приводит его в замешательство; о том, какое впечатление на окружающих производит его (или ее) надменная, величественная манера вести себя, и о многих других социальных привычках, которые без ведома участника группы подрывали социальные отношения. Также групповая терапия предоставляет участникам группы, жалующимся на своё необъяснимое одиночество, что причиной этой изоляции являются они сами.