You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.

Загрузка...


Гештальт-терапия, как мощный инструмент

Гештальт-терапия, как мощный инструмент

Гештальт-терапия как мощный инструмент в повседневной жизни.

Гештальт-терапия успешно используется не только в психологическом консультировании и психотерапии, но и в бизнес-менеджменте, так как основные идеи и принципы гештальт-подхода основаны на законах существования любых живых систем.

Что же такое «Гештальт»? В переводе с немецкого понятие «гештальт» - «целостность», «фигура», «конфигурация частей». Основателем Гештальт-терапии является Фриц Перлз. Когда-то он противопоставил свое направление психоанализу, решив сменить вопрос «Почему» на вопрос «Как» и центром терапии сделать то, что актуально сейчас, а не страсти из прошлого.

В этой статье я напишу свое видение того, как Гештальт-терапия применима в индивидуальной терапии. Если вам интересно применение гештальт-терапии в организации, читайте мою статью «Гештальт в менеджменте».

Сторонники Гештальт-подхода считают, что у каждого человека потенциально есть все способности для того, чтобы справляться с трудностями и решать свои жизненные задачи. Это гуманистическая/экзистенциальная терапия, ставящая перед человеком цель – осознать, каким образом он функционирует, как протекает процесс контакта со средой, как ассимилируется актуальный опыт, как проявляются психологическое защиты и как он может развить свой собственный уникальный стиль жизни.

Стать самим собой прежде, чем стать другим, - в этом заключается парадоксальная теория изменения Бейсера (1970).

Что эта фраза значит на практике?

В тот момент, когда человек просто осознает и принимает то, что есть, иногда происходит волшебство – он меняется и тогда меняется ситуация, в которой он находится.

Что же делает гештальт-терапию мощным инструментом в повседневной жизни? Перечислю важные аспекты:

1. Уникальность опыта. Терапевт делает акцент на видимом, на том, что происходит с человеком в данный конкретный момент. Гештальт-терапевт нацелен слушать, описывать, переживать, а не интерпретировать. Интерпретация несет в себе субъективный взгляд другого, а значит является искаженной.

2. Ориентация на настоящем моменте. Терапевт внимателен к процессуальным характеристикам сессии, нежели к причинно-следственным связям. Отсутствие возможности у человека списать свои проблемы на трудное детство.

3. Ответственность. Здесь уместно процитировать Ж.-П. Сартра: «Важно не то, что из меня сделали, а то, что я сам делаю с тем, что из меня сделали». Откажитесь от давления окружающей среды и влияния прошлого и сделайте свою жизнь такой, как хотите Вы. С одной стороны, данное положение окрыляет, а с другой стороны – отбирает возможность перекладывания ответственности на других. Терапевт обучает клиента способности ответить. Ответственность воспринимается еще как соответствие чьим-то ожиданиям независимо от того, учитываются ли при этом наши собственные потребности. Быть способным ответить означает, что мы можем выбирать, как ответить. Терапевт помогает клиенту распознавать сигналы собственного тела и уметь отвечать на его сообщения, то есть прояснять собственные потребности и желания. Человек становится способным удовлетворить свои потребности самостоятельно: ответить окружающему миру и проникнуть в него, чтобы получить то, что нужно.

4. Теория поля. Человек никогда не бывает изолирован, но всегда в контакте и очень реальной связи со всем остальным. Терапевт видит клиента как единство психологических и физических факторов в конкретном окружении. Курт Левин ввел понятие жизненного пространства – это та часть поля, которая существенно влияет на поведение человека в данный момент. Подумайте, какие люди и неживые объекты занимают ваше внимание сейчас, физически и психологически. Другая важная характеристика – интенции или квазипотребности. Именно они определяют мотивацию и то, как вы воспринимаете окружающий мир. Например, внешне может показаться, что все люди на корпоративном собрании вникают в доклад спикера. Но самом деле, один человек может мечтать о чашке чая, другой может быть озабочен тем, как он выглядит в новом костюме, а еще кто-то может видеть только объект своей влюбленности. Наконец, третья характеристика – сила. Это напряжение, энергия, которая порождается интенциями и расходуется на удовлетворение своих потребностей. Но на пути могут встречаться барьеры, а объекты в поле обладают как положительной, так и отрицательной валентностью. Представьте себе человека, которые находится в состоянии «и хочется и колется, и мама не велит». В психологическом поле человека находится весь его прошлый опыт, а также наставления и советы значимых других. И вот однажды, чувствуя сильное побуждение организовать себе новый опыт, он сделает первый шаг, споткнется на первой же кочке на дороге и бросит все свои начинания.

5. Творческое приспособление. Это понятие можно определить, как процесс поиска нового решения в ситуации неопределенности в отсутствии заданного выбора. Клиент обращается к терапевту тогда, когда способность к творчеству утрачена. Однажды привычный способ удовлетворения потребности перестал приносить удовольствие, а как организовать новый путь клиент не знает. Поэтому первая задача терапевта – помочь клиенту прояснить истинную потребность.

6. Незаконченное действие. Изречение «закрыть гештальт» имеет огромную популярность и используется в повседневное жизни в значении - наконец совершить задуманное. Распространённость понятия и видимая доступность реализации приводит к распространенному заблуждению - я и сам знаю свои незакрытые гештальты, так зачем мне терапевт. На самом деле все гораздо сложнее. В вашем психическом арсенале может быть масса привычек, которых вы даже не осознаете. На разных отрезках жизни вы сталкивались с ситуациями, в которых не смогли себя полностью выразить. Например, многие родители не разрешают своим детям открыто выражать гнев. Если требование родителя сопровождается угрозой физического насилия или отвержения, то ребенок остается в своем бессилии открыто протестовать. Он приспосабливаться подавлять свой гнев или находить косвенные способы выражения (например, аутоагрессия, саботаж). Такое поведение закрепляется и позже копируется в контакте с другими значимыми людьми. Человек даже и не подозревает, что может быть как-то иначе.

7. Осознавание – путь к самоподдержке. Гештальттерапия имеет исследовательский характер и не направлена на решение проблемы. Целью исследования является завязывание диалога между клиентом и терапевтом, благодаря чему может возникнуть восприимчивость к самоосознаванию во время контакта. Например, клиент определяет свою проблему, как «Всегда трудно вставать». Терапевт предлагает описать свою проблему точнее. И тогда клиент формулирует: «Если мне надо сказать точнее, то тогда поясню – я не хочу вылезать из кровати».

8. Перенесение. Гештальт- терапевт натренирован в том, чтобы замечать в «здесь и теперь» непроработанный эмоциональный заряд клиента, неосознанно направленный на терапевта. Клиент проецирует на терапевта чувства, желания, фантазии и сопротивления, которые были связаны с важными людьми из детства.

9. Диалог. Гештальт-терапевт присутствует при приобретении опыта клиентом и подстраивается под ритм, который задает клиент. Диалогический процесс между терапевтом и клиентом превращается в тренировочное поле, где новая форма контакта может заменить нарушенный процесс контакта, который клиент имеет со своим окружением.

10. Жизнь как парадокс. Гештальттерапия исходит из того, что человек создан из взаимно противоречащих качеств, или полярностей. Противоположности сосуществуют друг с другом и связаны между собой. Иногда люди застревают на одном полюсе: например, они ценят свою независимость. Гештальт-подход нацелен на то, чтобы дать возможность клиенту свободно передвигаться между полюсами, иметь контакт с тем, чем он раньше пренебрегал.

Гештальт-подход имеет свое собственное представление о теории личности (теория self), родившемся в диалоге с психоанализом и опирающемся на достижения гештальт-психологии, экзистенциализма, феноменологии, духовных восточных практик. Гештальт-терапия делает акцент на осозновании того, как клиент здесь и теперь в терапевтическом сеансе в диалоге с терапевтом осуществляет свой способ жить в этом мире и устраивать свой опыт, концентрируется на процессе творческого приспособления клиента и на способах утраты. Именно на границе контакта между терапевтом и клиентом расположены психологические события: мысли, поступки, поведение, эмоции.


Введите ваш E-mail и пароль для авторизации на сайте.

Техническая ошибка при авторизации.

Не правильная пара логин/пароль.
Для восстановления пароля кликните по ссылке «Забыли пароль?»

Вы не подтвердили свой E-mail.
Если Вы не получили письмо, проверьте папку «Спам» в своем почтовом ящике.

Введите e-mail и пароль для регистрации.

На e-mail будет выслано письмо, для подтверждения регистрации.

Техническая ошибка при отправлении.

Данный E-mail уже зарегистрирован.
Для восстановления пароля кликните по ссылке «Забыли пароль?»

На указанный E-mail выслано письмо.
Пожалуйста, перейдите по ссылке указанной в письме, для подтверждения адреса и продолжения регистрации.
Если Вы не получили письмо, проверьте папку «Спам» в своем почтовом ящике.

Онлайн запись